Новости
Ресурсы
Документы
Форум
ООО "Дорпроект"
   Документы
О фирме
Проекты
Партнеры
Услуги
Контакты
Основные положения Подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)


Основной целью Подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» (далее - Подпрограмма) является создание условий для улучшения социально-экономического положения страны и освоения новых территорий, укрепления обороноспособности и экономической безопасности государства, повышения конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны. В ее основу заложен принцип развития международных и российских транспортных коридоров: Балтика – Центр – Юг, Западная граница – Центр – Урал, Север – Юг, Северо-Запад – Урал, Западная Сибирь – Дальний Восток и другие. Этим коридорам принадлежит центральная роль в решении транспортных проблем, связанных с расширением межгосударственных и межрегиональных экономических, культурных и других связей, а также с усилением оборотной мощи страны.

  

Реализацию Подпрограммы осуществляет Росавтодор. Подпрограмма рассчитана на девять лет и должна быть реализована в два этапа.

На первом этапе (2002-2005 гг.) будут выполнены работы, направленные на обеспечение функционирования дорожной сети, уменьшение отставания по срокам ремонтов автомобильных дорог с одновременным повышением их технического уровня и пропускной способности. Продолжится реализация проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в районах, наиболее перегруженных движением автодорожных узлов, а также строительства дорожных объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства.

На втором этапе (2006-2010 гг.) планируется ликвидировать отставание по срокам ремонтов на сети федеральных автомобильных дорог и сократить это отставание на сети территориальных автомобильных дорог. Будут значительно увеличены объемы работ по реконструкции существующих автодорог, особенно на подходах к крупным городам. Продолжатся работы на участках федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.

В результате реализации Подпрограммы планируется довести протяженность сети автомобильных дорог общего пользования до 670 тыс.км (увеличение в 1,1 раза), в том числе протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - до 640 тыс.км.

Протяженность автодорог, имеющих 4 и более полосы движения, увеличится с 4,3 до 8 тыс.км, или почти в 2 раза, что позволит уменьшить вероятность образования транспортных заторов на основных автомобильных дорогах.

Пропускная способность наиболее загруженных участков на важнейших межрегиональных и международных маршрутах возрастет в 1,5-3 раза, а в среднем по сети - на 10-12 %.

Около 8тысяч сельских населенных пунктов получат постоянную круглогодичную связь с районными центрами и опорной дорожной сетью по дорогам с твердым покрытием.

Финансирование Подпрограммы предусмотрено в объеме 2077,9 млрд. рублей, из них за счет федерального бюджета - 857,7 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 1189,5 млрд. рублей, внебюджетных источников - 30,7 млрд. рублей (в ценах 2001 г.).

Достижение целей и задач Подпрограммы обеспечивается реализацией двенадцати программных проектов.


12 программных проектов Подпрограммы «Автомобильные дороги»

1. Программный проект «Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог»

Цель проекта - решение приоритетных задач по построению опорной дорожной сети для содействия гармоничному развитию транспортной системы страны, обеспечения связи между крупнейшими региональными центрами российской Федерации, а также развития транспортно-экономических связей развивающихся и отдаленных регионов России, решения социальных проблем населения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, обеспечения стратегических и оборонных интересов государства, создания целостного геополитического и единого транспортного пространства межгосударственного союза Российской Федерации и Республики Беларусь, а также государств - участников СНГ. Программным проектом предусмотрено выполнение работ по оборудованию части автомобильных дорог для платной эксплуатации.

Предполагается осуществить строительство и реконструкцию 10 тыс. км важнейших федеральных автомобильных дорог России.

2. Программный проект «Строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог»

Цель проекта - обеспечение транспортного обслуживания населения и содействие решению социальных задач на основе формирования единой сети автомобильных дорог, обеспечение связи населенных пунктов с опорной дорожной сетью, повышение технического уровня наиболее перегруженных участков, строительство участков на границах административных единиц, завершение приемки ведомственных дорог, связывающих населенные пункты, в сеть дорог общего пользования.

Предполагается осуществить строительство и реконструкцию 61 тыс. км территориальных автомобильных дорог.

Росавтодор обеспечивает концентрацию ресурсов для осуществления приоритетных инвестиционных проектов строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог России, дающих наибольший мультипликативный эффект от инвестиций.

Основными задачами построения опорной сети автомобильных дорог являются:
    • обеспечение возможности доступа для всех субъектов Российской Федерации к дорожной сети страны, к выходам на внутренние и внешние рынки;
    • экономическая эффективность функционирования дорожной сети;
    • учет при формировании автодорожных маршрутов геополитической ситуации и исторически сложившихся или кратчайших направлений, обеспечивающих максимальную эффективность межрегиональных и международных перевозок;
    • максимальное содействие развитию интермодальных перевозок с использованием различных видов транспорта, обеспечение проезда к транспортным коммуникациям, узлам и терминалам магистральных видов транспорта.

Формирование перечней объектов для реализации этих задач осуществляется по критерию максимума совокупного экономического эффекта от развития дорожной сети и срока окупаемости объекта не более 6-7 лет с учетом обеспечения геополитических, стратегических и оборонных интересов государства.

Основополагающий принцип совершенствования инвестиционной политики по модернизации и развитию опорной дорожной сети страны - переход от практики выполнения работ на отдельных участках дорог и сооружениях к маршрутному развитию автодорожных коридоров и их крупных отрезков с учетом очередности развития сети и повышения технического уровня дорог и их полного развития.

Значительная часть объектов строительства и реконструкции дорог входит в состав международных транспортных коридоров, в основу которых положены установленные на второй Общеевропейской конференции по транспорту международные транспортные (критские) коридоры №№ 1, 2 и 9. Для более полного учета геополитических и экономических интересов России направления указанных МТК на территории страны дополнены рядом новых, в том числе евроазиатских международных транспортных соединений, расширяющих зоны действия коридоров и повышающих их эффективность вследствие более полного охвата международных и внутренних корреспонденций.

3. Программный проект «Ремонт и содержание федеральных дорог»

Цель проекта - обеспечение необходимого транспортно-эксплуатационного состояния федеральной дорожной сети для эффективного обслуживания пользователей в условиях резкого повышения интенсивности движения, увеличения доли тяжелых автомобилей в транспортном потоке и связанного с этими факторами ускоренного износа федеральных автомобильных дорог общего пользования.

Предполагается осуществить замену и ремонт изношенных покрытий (в том числе с расширением проезжей части), провести другие работы с целью восстановления 9 тыс. км автодорог; провести устройство поверхностной обработки, восстановление изношенных слоев дорожных покрытий на 36,7 тыс. км автодорог, круглогодичные работы с целью сохранения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог; обеспечить сохранность дорог.

4. Программный проект «Ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог»

Цель проекта - выполнение приоритетных задач по обеспечению необходимого транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети субъектов Российской Федерации на основе резкого сокращения отставания по срокам ремонтов и обеспечения полного комплекса круглогодичных работ на всей сети дорог.

Предполагается осуществить замену и ремонт изношенных покрытий (в том числе с расширением проезжей части), проведение других работ с целью восстановления 54,5 тыс. км автодорог; устройство поверхностной обработки, восстановление изношенных слоев дорожных покрытий на 213,5 тыс. км дорог; проведение круглогодичных работ с целью сохранения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, обеспечение сохранности автодорог.

Решение проблемы сохранения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в условиях их ускоренного старения при резком повышении интенсивности движения и увеличения доли тяжелых автомобилей в общем транспортном потоке Росавтодор предусматривает посредством изменения стратегии осуществления этих видов дорожной деятельности. На смену практике ремонта отдельных небольших участков дорог и сооружений на них приходит технология маршрутного ремонта протяженных участков на основе диагностики их транспортно-эксплуатационного состояния с использованием современных автоматизированных методов прогнозирования состояния дорог и планирования ремонтных работ.

Большое внимание уделяется работам по приведению в нормативное состояние в городах участков улично-дорожной сети, используемых для пропуска транзитных транспортных потоков, следующих в межрегиональном и международном сообщениях.

Создается устойчивая и эффективная государственная система содержания федеральных дорог, способная обеспечить круглосуточный уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.

Учитывая наличие на большей части территории Российской Федерации продолжительного и сурового зимнего периода, особое внимание уделяется зимнему содержанию автомобильных дорог, особенно оперативному принятию мер по борьбе с зимней скользкостью и снежными заносами. Планирование работ осуществляется в тесном контакте со службами Росгидромета на основе оповещения и прогнозирования метеоусловий.

5. Программный проект «Модернизация производственной базы»

Цель проекта - создание на основе отечественного дорожного машиностроения и стройиндустрии современной производственной базы предприятий дорожного хозяйства, обеспечивающей устойчивую работу автомобильных дорог и их развитие, улучшение условий труда на дорожных работах.

Планируется:

    • создание мощностей для освоения новых технологий производства дорожных работ, современных конструкций и материалов,
    • создание и оснащение современных производственных баз дорожного хозяйства, включая государственную систему функционирования автомобильных дорог,
    • создание новых и модернизация существующих региональных мощностей современных дорожно-строительных материалов, а именно производство кубовидного щебня, минерального порошка, полимерно-битумного вяжущего, битумных эмульсий и др., в том числе принадлежащих организациям государственной системы содержания дорог.

6. Программный проект «Повышение безопасности дорожного движения и развитие дорожного сервиса»

Цель проекта - существенное снижение уровня аварийности на автомобильных дорогах, улучшение качества обслуживания пользователей дорог, обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.

7. Программный проект «Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду»

Проект направлен на обеспечение принятия неотложных мер по существенному снижению воздействия дорожной составляющей транспортно-дорожного комплекса на окружающую природную среду в условиях нарастающей автомобилизации страны.

8. Программный проект «Научно-техническое обеспечение подпрограммы»

Основные цели проекта:

    • создание научной основы развития сети автомобильных дорог, повышение надежности и долговечности дорожных конструкций, а также качества дорожных работ;
    • создание новых материалов, технологий, машин и механизмов, обеспечивающих импортозамещение, энерго- и ресурсосбережение;
    • совершенствование системы стандартов и нормативно-технических документов в области дорожного хозяйства;
    • сохранение и умножение научного потенциала отрасли.

Планируется провести поисковые и фундаментальные исследования, прикладные научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, разработку стандартов и норм на основе апробированных результатов научных исследований.

В среднем за год проводятся работы по 300-350 научным темам, эффективность от внедрения которых составляет:

    • повышение долговечности дорожных одежд – 15 %;
    • повышение долговечности мостовых конструкций – 15 %;
    • повышение безопасности дорожного движения – 10-15 %.

Ежегодно уточняемый План важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и нормативно-технического обеспечения дорожного хозяйства ориентирован на решение задач научно-технического обеспечения дорожного хозяйства России и состоит из четырех основных блоков:

    • поисковые и фундаментальные исследования;
    • прикладные научно-исследовательские работы;
    • опытно-конструкторские работы (создание опытных образцов механизмов и оборудования);
    • разработка стандартов, норм и методических документов.

Росавтодором проводятся работы по гармонизации отечественной нормативно-технической базы с требованиями основополагающих норм стран Европейского Союза (ЕС) с привлечением возможностей программы технического содействия ЕС ТАСИС.

9. Программный проект «Подготовка кадров»

Цель – обеспечение дорожного хозяйства рабочими и специалистами, профессиональные качества которых будут удовлетворять современным требованиям с учетом предусмотренного активного внедрения новых технологий, материалов, методов работы, содействия решению проблемы трудоустройства лиц, высвобожденных в других отраслях экономики.

Намечается осуществить:

    • подготовку рабочих, бригадиров и кадров среднего звена для дорожного хозяйства;
    • переподготовку кадров высшего звена на базе специализированных высших учебных заведений и автодорожных факультетов вузов России;
    • переподготовку и повышение квалификации работников государственных дорожно-эксплуатационных предприятий;
    • подготовку специалистов федеральных и территориальных органов управления дорожным хозяйством по курсу «Управление государственными закупками»;
    • подготовку управленческих кадров для организаций дорожного хозяйства;
    • создание и совершенствование системы подготовки кадров для лиц, привлекаемых из других отраслей экономики, беженцев, шахтеров и т.д.;
    • совершенствование материально - технической базы учреждений по подготовке и переподготовке кадров дорожного хозяйства.

10. Программный проект «Информационное обеспечение»

Основная цель проекта – формирование и поддержание системы информационного обеспечения органов управления, организаций и предприятий дорожного хозяйства.

Планируется провести:

    • развитие системы связи и информатизации на важнейших федеральных автомобильных дорогах;
    • совершенствование и поддержание информационных баз данных и геоинформационных систем, информационное сотрудничество;
    • мониторинг тенденций развития автодорожного комплекса с использованием программных информационных технологий;
    • организацию обмена передовым опытом, сбор и распространение информации о новых технологиях, издание и распространение отраслевой нормативно-методической литературы, издание атласов автомобильных дорог;
    • создание единой информационной среды для реализации Программы, организацию и участие в выставках, конференциях, семинарах, поддержание работы WEB-сайтов органов управления автомобильными дорогами.

Росавтодором ведется работа по созданию в отрасли единой корпоративной информационной системы управления (КИСУ), в рамках которой решаются задачи по совершенствованию и модернизации отраслевых информационно-аналитических и информационно-поисковых систем, по сбору и распространению информации о новых дорожных технологиях, своевременному и качественному информационному обеспечению по актуальным направлениям развития отрасли, задачи межведомственного обмена информацией.

В целях обеспечения большей полноты и «прозрачности» публичной информации о дорожном хозяйстве Российской Федерации Росавтодором осуществляется постоянное размещение и обновление информационных материалов на отраслевом Web-сайте (www.fad.ru), включающих в себя, помимо общих данных и оперативной информации, нормативные акты и руководящие документы, информацию о проводимых конкурсных торгах, материалы по научно-техническим вопросам и другие данные.

По заданию Росавтодора ведомственное государственное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам» (Информавтодор) (www.informavtodor.ru) обеспечивает работу отраслевой электронной библиотеки с унифицированным процессом ввода и поиска требуемой информации для предоставления кратких библиографических данных и полнотекстовой электронной версии нормативно-технических документов, что способствует процессу ускорения внедрения современных методов и технологий дорожного хозяйства в практику. В настоящее время в электронной библиотеке хранятся порядка 1100 нормативно-технических документов. Кроме того, по запросу пользователей, в оперативном порядке может быть предоставлена любая дополнительная информация, отсутствующая на данный момент в базе данных, с последующим размещением в электронной библиотеке.

Росавтодор проводит постоянную работу по созданию, формированию и ведению отраслевого справочно-информационного фонда (ОСИФ) на базе Информавтодора, который осуществляет также выпуск научно-технических нормативных и методических документов дорожного хозяйства, реферативных и информационных сборников, листков и другой литературы, содержащей информацию об актуальных проблемах строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, информацию о новых технологиях, материалах, дорожной технике. Свыше 40 тысяч экземпляров нормативно-технической литературы ежегодно распространяется через подписку, на выставках, конференциях, семинарах.

Информирование российской общественности о проблемах, задачах и мероприятиях, проводимых Росавтодором, осуществляется также через телевидение и радиовещание: на телеканале НТВ, «Столица», ТВЦ и других.

Регулярно рассылаются пресс-релизы о деятельности дорожной отрасли в центральные информационные агентства Интерфакс, ПРАЙМ-ТАСС, АК&М Росбизнесконсалтинг. Традиционным стало освещение в СМИ событий, связанных с историей отрасли, ее ветеранами.

На регулярной основе обеспечиваются публикации, раскрывающие динамику развития дорожной отрасли в России, в центральной и региональной печати, а также через отраслевой журнал "Дороги России XXI века".

Росавтодор принимает активное участие в организации и проведении конференций, семинаров и выставок, направленность которых охватывает практически все аспекты деятельности дорожного хозяйства. Они проводятся в различных регионах России. В их ходе участники имеют возможность ознакомиться и изучить опыт дорожных организаций по месту проведения мероприятия, установить новые деловые контакты.

В работе семинаров и конференций ежегодно принимают участие свыше 15000 специалистов отрасли. Все они имеют практическую направленность.

Большое количество российских и зарубежных фирм привлекает ежегодно проводимая Росавтодором в канун Всероссийского Дня работников дорожного хозяйства (третья неделя октября) отраслевая Международная выставка-форум "Дороги России ХХI века". Стало хорошей традицией проводить ее в различных городах России, что делает ее более привлекательной для участников в плане достижения коммерческого результата. Так, в октябре 2001 г. в Санкт-Петербурге и октябре 2002 г. в Нижнем Новгороде в выставках приняли участие около 300 крупнейших организаций дорожного хозяйства и смежных отраслей, в том числе порядка 15 крупных иностранных компаний, таких как Artic Machine, Bernardi impianti international s.p.a., Bomford Turner, Borum Industri, Cleanosol AB, Dressta Co. Ltd., Marsel Boschung AG, Svarko Holding AG, Wirtgen International Cmbh и другие. В форумах, сопровождавшихся серьезной научной программой, участвовали представители Австрии, Белоруссии, Германии, Италии, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Нидерландов, США, Украины, Финляндии и другие.

В программе выставки проходят научно-практические конференции по всем направлениям работы дорожного хозяйства, включая сопутствующие сферы деятельности. Это привлекает широкий круг специалистов и руководителей предприятий всех форм собственности, так или иначе связанных с дорожной отраслью. Впечатляют итоги выставок: по данным анкетирования, более 94% компаний, участвующих в выставке “Дороги России XXI века”, считают, что работа на выставке способствует продвижению новых разработок и инноваций, 88% участников смогли установить деловые контакты во время выставки, а 95% успешно использовали выставку для развития уже имеющихся отношений. 8 из 10 опрошенных участников ожидают, что данные контакты приведут в дальнейшем к заключению сделок, а 93% опрошенных заявили о своем желании участвовать в следующих выставках.

11. Программный проект «Правовое обеспечение»

Программный проект должен обеспечить совершенствование правовых, организационных и финансово-экономических основ дорожной деятельности, правовых основ обеспечения сохранности, высокой работоспособности и надежности автомобильных дорог общего пользования.

Планируется подготовить систему законов и нормативно-правовых актов по дорожному хозяйству.

Законодательство Российской Федерации в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности призвано учитывать особенности автомобильных дорог общего пользования как имущественного комплекса, обеспечивающего конституционные права граждан России на свободу передвижения, безопасность и охрану здоровья, а также экономическое и социальное развитие страны.

В первую очередь, Росавтодор принимает активное участие в принятии системообразующего Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности".

Ведется проработка закона «О финансировании автомобильных дорог» с формированием правовой базы, обеспечивающей достаточное и стабильное финансирование строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог, что позволит обеспечить среднесрочное и долгосрочное планирование и развитие дорожной сети автомобильных дорог общего пользования.

Предусматривается совершенствование земельного законодательства в направлениях определения правового режима земель дорожного хозяйства, порядка резервирования земель для перспективного развития дорог и изъятия их для государственных нужд.

Проводится разработка ряда законодательных актов, регулирующих вопросы привлечения негосударственных инвестиций в дорожное хозяйство, в том числе предусматривается принятие Федеральных законов "О платных автомобильных дорогах" и "О концессиях в дорожном хозяйстве".

Особое внимание уделяется разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих сохранность автомобильных дорог за счет регламентации организации проезда транспортных средств, осуществляющих перевозку сверхтяжелых и крупногабаритных грузов.

Намечено разработать ряд нормативных правовых актов, регулирующих управление имущественным комплексом дорожного хозяйства.

Важное место занимает развитие системы конкурсов и торгов, в том числе с применением предварительной квалификации исполнителей любых форм деятельности, что позволит значительно усилить ответственность сторон договоров за результаты деятельности, долговечность и эксплуатационную надежность дорожных сооружений.

Задачи обеспечения правоприменительной деятельности в дорожном хозяйстве будут решаться на основе обобщения судебно-арбитражной практики в области защиты государственной собственности дорожного комплекса, изъятия земель для автомобильных дорог, компенсационных выплат при отводе земель для государственных нужд, возмещения ущерба от дорожно-транспортных происшествий по сопутствующим дорожным условиям, исполнения договорных отношений со стороны подрядных организаций и т.д. Судебно-арбитражная деятельность будет осуществляться с проведением необходимых специализированных экспертиз.

Для обеспечения выполнения этих задач предусмотрено финансирование в течение 2002-2010 гг. в размере 219,9 млн. рублей.

12. Программный проект «Управление дорожным хозяйством»

Этот программный проект предусматривает обеспечение эффективного управления автодорогами на основе совершенствования структуры предприятий дорожного хозяйства, управления имущественным комплексом, совершенствования землепользования в дорожном хозяйстве.

Планируется реализовать следующие мероприятия:

    • создание и функционирование системы управления автомобильными дорогами;
    • совершенствование управления имущественным комплексом, в том числе обеспечение инвентаризации, учета и ведения реестров имущества организаций дорожного хозяйства;
    • совершенствование землепользования

Источник: Федеральное дорожное агенство министерства транспорта РФ

 
 
 
 

© ООО "Дорпроект" 2003-2005
Webmaster Light
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru